воскресенье, 14 февраля 2021 г.

Музей

 Программа

«Виртуальный музей»

научно – познавательной направленности,

срок реализации 1 год, 

участники: учащиеся 5 класса




Пояснительная записка


Цель программы «Виртуальный музей» — помочь школьни¬кам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

Задачи программы — знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области (краеведче¬ским, художественным, историческим, мемориальным и др.); развитие способностей к поисково-исследовательской, творчес¬кой деятельности; развитие самостоятельности и инициативы.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего чело¬века исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недо¬статочно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей — это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреж¬дениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отноше¬ние к реликвиям, у них формируется патриотизм и потреб¬ность сохранить для других поколений исторические, природ¬ные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства пред¬метов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ науч¬ной музейной работы. Программа предполагает изучение ме¬тодики исследовательской, фондовой, культурно-образова-тельной и экспозиционной работы.

Программа имеет интегрированный характер.

При реализации содержания данной программы расширя¬ются знания, полученные детьми при изучении различных школьных кур¬сов. В условиях партнёрского общения обучающихся и педа¬гога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельнос¬ти людей, увлечённых общим делом.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 5 класса в течение одного года  обучения в объёме 34 часов. 

Широкое использование аудиовизуальной и компьютер¬ной техники может в значительной мере повысить эффек¬тивность самостоятельной работы детей в процессе поис¬ково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее.

Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением воз¬можностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руко¬водителя школьного краеведческого музея и детей.

Занятия нацелены на формирование у школьников устой¬чивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знаком¬ство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художествен¬ным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

По окончании обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие  музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины ,применяемые в музейном деле.

Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести ис¬следовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследо¬вательскую работу.

Подведение итогов деятельности организуется в начале следующего учебного года (сентябрь, октябрь) в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т. п.).

Виртуальный музей

Учебно-тематический план


Темы Количество часов

п/п

Всего Теория Практика

1 Вводное занятие. Основные понятия и термины музее¬ведения 2 1 1

2 Что такое музей? Музееведе¬ние как научная дисциплина 2 2 0

3 Роль музея в жизни челове¬ка. Основные социальные функции музеев 2 1 1

4 История музейного дела за рубежом. Коллекционирова¬ние (от Античности до кон¬ца XVIII в.) 3    2 1

5 История музейного дела в России. Коллекционирова¬ние (конец XVII — первая половина XIX в.) 3   2 1

6 Музейная сеть и классифи¬кация музеев. Школьный краеведческий музей 2   2 0

7 Фонды музея. Работа с фон¬дами 6    3 3

8 Музейная экспозиция и её виды 2    1 1

9 Поисково-исследовательс¬кая и научная деятельность музея 2    1 1

10 Выставочная деятельность музея. Классификация вы¬ставок 1   1 0

11 Культурно-образовательная деятельность музея 1   0 1

12 Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея 2   0 2

13 Организация краеведческой работы в экспедициях 2   0 2

14 Подготовка и проведение итогового мероприятия 6 2 4

Итого 34 18 16

Содержание курса

1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

Цели и задачи занятий по программе «Виртуальный музей». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вер¬нисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреж-дений.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музей¬ного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление крос¬сворда на тему музея (совместно с родителями).

2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина

Современное понимание термина «музееведение». Зако¬нодательные акты, регулирующие музейное дело в Российс¬кой Федерации. Положение о музее в образовательном учреж¬дении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.

Практическая работа: поиск в сети Интернет основ¬ных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.

3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев

Возникновение и становление музеев, их роль в жиз¬ни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.

Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и дея¬тельность его подразделений.

Практическая работа: обзорная экскурсия в краевед¬ческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекциониро¬вание в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное кол-лекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Каби¬неты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование кон¬цепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Вели¬кобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об из¬вестных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (прое¬ктная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и науч¬ных учреждений. Иркутский музеум.

Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об из¬вестных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство че¬рез них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

6. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы клас¬сификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодей¬ствие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный краеведческий музей как специфическая обра¬зовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчёт о дея-тельности школьного музея.

Практическая работа: участие в планировании дея¬тельности школьного музея и составлении отчёта о выполне¬нии плана работы.

7. Фонды музея. Работа с фондами

Определение понятий «фонды музея», «изучение музей¬ных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фон¬довой работы в школьном краеведческом музее.

Практическая работа: знакомство с фондами школь¬ного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.8. Музейная экспозиция и её виды

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозици¬онный материал», «тематическая структура», «экспозицион¬ные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисто¬рические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-запо¬ведники, музеи под открытым небом и т. д.).

Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практическая работа: участие в подготовке тематичес¬кой экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.

9. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследова¬тельские центры. Основные направления научно-исследова¬тельской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследо¬вания в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.

Практическая работа: участие в поисково-исследова¬тельской деятельности школьного краеведческого музея в со¬ответствии с тематикой и планом его деятельности; выполне¬ние индивидуального поисково-исследовательского задания.

10. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.

Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематичес¬кой выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.



11. Культурно-образовательная деятельность музея

Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятель¬ности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).

12. Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исто-рических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Тре¬бования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками истори¬ческих событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

13. Организация краеведческой работы в экспедициях

Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспе¬диции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Практическая работа: составление программы выполне¬ния индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуально¬го краеведческого исследования непосредственно в экспеди¬ции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

14. Подготовка и проведение итогового мероприятия

Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.

Практическая работа: проверка знаний, умений и на¬выков обучающихся; подготовка докладов; оформление экс¬позиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конфе¬ренции по итогам летней экспедиции.

Материально-техническая база.

Компьютер, сети Интернет, магнитофон, DVD проигрыватель, диски.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятель¬ность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руково¬дителю кружка) / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 1992.

Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.

Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.

Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.

Исследовательская практика школьников в профильном обу¬чении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.

Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь,

1974.

Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987.

Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2001.

Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудри¬ной. — М., 1985.

Организация и развитие ученического самоуправления в об-щеобразовательном учреждении / под ред. А. С. Прутченкова. — М., 2003.

Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.

Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.

Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.

Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. — М., 1988.

Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Сто¬ляров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.

Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от ис¬токов до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 1999.

Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.

Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юрене¬ва. — М., 2003.

Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2001.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Я помню, я горжусь"

  "Я помню, я горжусь"