Календарно-тематическое планирование по
изобразительному искусству в 6 классе
По программе Б. М. Неменского, Изобразительное искусство
№
п/п |
Название
темы урока |
Цели
изучения темы, раздела. |
Оснащение
урока Примерный минимум. |
Кол-во
уроков |
Календарные
сроки. Дом. задание |
Корректировка
даты. |
Тема «Виды изобразительного искусства и
основы их образного языка» |
|
|||||
1 |
Введение.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств. |
а)
Познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека, видами
искусства; дать представление о пластических видах искусства и их делении на
группы: конструктивные, декоративные и изобразительные б)
Развить интерес к искусству в)
Воспитать мотивацию к учебной деятельности |
..
Свободная тема |
1 |
01.09-06.09. Сбор
информации по данной теме |
|
2 |
Рисунок-
основа изобразительного искусства |
а)
) Познакомить учащихся с творческими заданиями рисунка, его видами, с
материалами для его выполнения, техникой работы над рисунком б)
Учить выполнять рисунок карандашом с натуры в)
Развивать навыки овладения техникой рисования г)
) Воспитать мотивацию к учебной деятельности |
Зарисовки
с натуры и по памяти отдельных травянистых растений или веточек (колоски,
колючки, ковыль и т. д. ).Работа карандашом разной твердости |
1 |
08.-13.09. Принести
словари по изобразительному искусству |
|
3 |
Пятно
как средство выражения Композиция как ритм пятен |
а)
Познакомить учащихся с понятиями пятна, силуэта, тона и тональных оттенков в
изобразительном искусстве, познакомить с ролью пятна в изображении и его
выразительными возможностями, тональной шкалой, композицией листа, ритмом пятен. б)
Развить приемы работы с красками. в)
Воспитать интерес к предмету и изобразительной деятельности; укреплять
межпредметные связи ( музыка, литература, ИЗО ) |
Изображение
различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и
тени. Работа красками |
1 |
15.09.-20.09. Найти
работы русских художников о природных явлениях |
|
4 |
Цвет.
Основы цветоведения |
а)
Познакомить учащихся с основами цветоведения; дать понятие цветового круга,
основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого
цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; находить
гармонические цветовые сочетания б)
Воспитать художественный вкус в)
Развивать творческую фантазию |
Фантазийное
изображение сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности
цвета: «Царство снежной королевы». « Розовая страна вечной молодости».
«Изумрудный город» «Страна золотого солнца».Работа красками. |
1 |
22.09-27.09. Чтение
сказок; подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны,
планеты. |
|
5 |
Цвет
в произведениях живописи. |
а)
Познакомить с понятиями « локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с
цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией. б)
Учить находить гармонические цветовые сочетания в)
Развивать технику работы с красками г)
Воспитать художественный вкус, наблюдательность д)
Формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами
и явлениями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных
возможностей детей |
Изображение
осеннего букета с разным настроением- радость, грусть, нежность. ».Работа
красками. |
1 |
29.09-04.10. Сбор
информации по данной теме |
|
6 |
Объемные
изображения в скульптуре |
а)
Познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения,
видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и
освещением, художественными материалами, применяемых в скульптуре и их
свойствами б)
Учить создавать объемные изображения животных, используя различные материалы
(пластилин, глина, мятая бумага) в том числе и природные в)
воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству. |
Объемные
изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага,
природные материалы |
1 |
06.10-11.10. Поиск
информации по данной теме |
|
7 |
Основы
языка изобразительного искусства. |
а)
Обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных
материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и
художественном воспитании |
Свободная
тема |
1 |
18.11-25.11. Написание
реферата по теме; рисунок по замыслу. |
|
Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт» |
|
|||||
8 |
Художественное
познание: реальность и фантазия |
а)
Дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника,
условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.; б)
Познакомить с выразительными средствами и правилами изображения в)
Учить приемам работы карандашом г)
Развивать навыки решения композиционных задач д)
Воспитывать художественный вкус; углублять межпредметные связи (
изобразительное искусство, отечественная история ) ) ) б) в) |
Работа
карандашами на тему: «Этот фантастический мир» |
1 |
27.11.-01.11. Написать
мини-рассказ к рисунку. |
|
9 |
Изображение
предметного мира- натюрморта |
а)
Познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории
искусства б)
Расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в
живописи, графике, скульптуре. в)
Учить изображать различные предметы г)
Развивать приемы работы красками д)
Воспитывать эстетическую восприимчивость |
Работа
над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной
утвари. Работа красками |
1 |
03.11-08.11. Подобрать
из газет, журналов, открыток изображения натюрморта |
|
10 |
Понятие
формы Многообразие форм окружающего мира |
а)
Познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы,
линейных, плоскостных и объемных форм. б)
Учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов
окружающего мира в)
Продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых
геометрических тел, из бумаги г)
Развивать пространственные представления д)
Воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредмеитных связей
( математики, черчения, изобразительной деятельности). |
Конструирование
из бумаги простых геометрических тел. |
1 |
10.11-15.11. Сбор
информации по данной теме |
|
11 |
Изображение
предмета на плоскости и линейная перспектива. |
а)
Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости
предметов в пространстве; изучить правила объемного изображения
геометрических тел; дать определение понятию «ракурс» б) Учить приемам объемного изображения
геометрических тел в)
Развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки г)
Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности. |
Построение
конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом. |
1 |
17.11-21.11. Сбор
информации по данной теме |
|
12 |
Освещение.
Свет и тень. |
а)Объяснить
понятие «освещения» как средства выявления объема предмета б)
Познакомить с понятиями « блики»,
«полутени», «собственная тень», « рефлекс», « падающая тень»; расширить
представление о свете как средстве организации композиции в картине. в)
Учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением г)
Развивать приемы работы красками д)
Воспитывать наблюдательность; углублять межпредметные связи ( изобразительное
искусство, мировая художественная культура, литература, музыка .) |
Изображение
геометрических тел из дерева или бумаги c
боковым освещением. Работа красками. |
1 |
27.11-06.12. Сбор
информации по данной теме |
|
13-14 |
Натюрморт
в графике. Цвет в натюрморте. |
а)
Расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его
выразительных возможностей б)
Учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и
ритма цветовых пятен в)Развивать
технику работы кистью г)
Воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и
изысканность цветовых оттенков. |
Работа
над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный
натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью.
Практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне. |
2 |
08.12-13.12. 15.12-20.12. Подобрать
из газет, журналов, открыток изображения натюрморта |
|
15 |
Выразительные
возможности натюрморта. |
а)
Обобщить знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве и
выражении переживаний и мыслей художника, его личных, душевных представлений
и представлений окружающего мира б)
Развивать умения понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства в)
Воспитывать художественный вкус |
Экскурсия
по выставке, просмотр фильмов об искусстве |
1 |
22.12-31.12. Оформление
своих творческих работ |
|
Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет в
изобразительном искусстве» |
|
|||||
16 |
Образ
человека- главная тема искусства |
а)
Познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей
возникновения портрета б)
Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться
характер человека, его внутренний мир в)
Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и
внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему
миру и интерес к процессу обучения. |
Свободная
тема. Работа красками. |
1 |
09.01.-17.01. Подобрать
картинки и иллюстрации с образом человека |
|
17 |
Конструкция
головы человека и ее пропорции |
а) Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции
головы человека, пропорциями лица. б)
Дать понятие средней линии и симметрии лица в)
Учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица г) Развивать наблюдательность; воспитывать
эстетический вкус д)
Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и
внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему
миру и интерес к процессу |
Работа
над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными
деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.) |
1 |
19.01-24.01. Сбор
информации по данной теме |
|
18 |
Изображение
головы человека в пространстве |
а)
Познакомить учащихся с техникой рисования головы человека б)
Учить правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы
рисования головы в)
Развивать наблюдательность г)
Воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету д)
Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и
внешнем облике человека. |
Объемное
конструктивное изображение головы. Работа карандашом. |
1 |
26.01-31.01. Сбор
иллюстраций по теме |
|
19 |
Графический
портретный рисунок и выразительность образа человека |
а)
Познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом портрете,
его особенностями б) Учить отражать в портрете индивидуальные
особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на
листе в)
Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность. г)
Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к людям д)
Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и
внешнем облике человека. |
Рисунок
набросок с натуры. Первый урок-работа в карандаше, второй урок- в цвете. |
1 |
02.02-07.02. Описание
внешности и характера литературного героя. |
|
20 |
Портрет
в скульптуре |
а)
Познакомить учащихся с историей с историей портрета в скульптуре,
выразительными возможностями скульптуры б)
Учить изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь
сходства в)
Развивать пространственное мышление г)
Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию; укреплять
межпредметгые связи ( литература, технология, изобразительное искусство) д,)
Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и
внешнем облике человека. |
Работа
над изображением из пластилина
портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. |
1 |
09.02-07.02. Описание
внешности и характера литературного героя |
|
21 |
Сатирические
образы человека |
а)
Познакомить учащихся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства,
приемом художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с
видом изобразительного искусства- карикатурой и ее разновидностями б)
Учить отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических образов
или создании дружеских шаржей в)
Развивать наблюдательность, технику рисования карандашом г)
Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительному
отношению к юмору; укреплять межпредметные связи (литература, технология,
изобразительное искусство) д)
Формировать умение находить смешные, сатирические образы человека (
литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом
решении |
Изображение
сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей |
1 |
09.02-14.02. Подобрать
из газет, журналов, открыток изображения натюрморта |
|
22 |
Образные
возможности освещения в портрете |
а)
Познакомить учащихся с особенностями изображения человека при различном
освещении, с изменением его восприятия при направлении света сбоку, снизу,
при изображении против света, с контрастностью освещения б)
Развивать приемы изображения человека, наблюдательность, технику рисования
однородной акварелью ( черной); в) Воспитывать интерес к человеку, творчеству,
созиданию |
Наблюдение
натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.
Черная акварель. |
1 |
16.02-19.02. Подготовить
реферат на тему: Жизнь и творчество И. Е. Репина |
|
23 |
Портрет
в живописи |
а)
Познакомить учащихся с ролью и местом живописного портрета в истории
искусства, обобщенным образом человека в живописи Возрождения, в 16-19 и 20
веках б)
Учить составлять композицию в портрете; совершенствовать технику работы
карандашом, красками в)
Развивать приемы изображения человека, наблюдательность г)
Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию |
Зарисовки
композиции портретов с натуры в карандаше |
1 |
26.02-07.03. Сбор
информации по данной теме |
|
24 |
Роль
цвета в портрете |
а)
) Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете; дать понятие
цвета, тона и освещения в портрете б)
Развивать понимание того, что цветом можно выражать настроение и характер
героя портрета в)
Воспитывать интерес к человеку как личности |
Работа
над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи,
друга). |
1 |
09.03-14.03. Подобрать
материал на тему: Великие портретисты |
|
25 |
:
Великие портретисты (обобщение темы ) |
а)
Обобщить знания учащихся о жанре портрета б)
Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных
им портретных образах в)
Воспитывать творческую активность, интерес к искусству |
Презентация
работ- портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка. |
1 |
16.03-21.03. Оформление
своих творческих работ |
|
4 четверть.
Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» |
|
|||||
26 |
Жанры
в изобразительном искусстве |
а)
Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства б)
Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном
искусстве и его видением в разные эпохи в)
Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству; укреплять межпредметные
связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка,
литература, история). |
Жанры
в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая
картина: бытовой и тематический жанр. |
1 |
23.03.-28.03. Проиллюстрировать
в словарях жанры ИЗО |
|
27 |
Изображение
пространства |
а)
Расширить знания учащихся о видах перспективы в изобразительном искусстве. б)
Познакомить с особенностями изображения пространства в искусстве Древнего
Египта и Древней Греции, правилами линейной перспективы в искусстве и
историей их открытия в)
Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству |
Пространство
иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие
правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения.
Перспектива как изобразительная грамота. |
1 |
30.03.-04.04. Продолжить
работу со словарями и энциклопедической литературой |
|
28-
29 |
Правила
линейной и воздушной перспективы |
а)
Расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи
глубины пространства в искусстве. Дать понятие точки зрения, точки схода. б)
Познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения
контрастности в)
Учить изображать предметы с соблюдением правил перспективы; совершенствовать
технику работы карандашом и гуашью. |
Изображение
уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш,
гуашь с ограниченной палитрой |
2 |
06.04.-08.04. 15.04.-18.04. Сбор
информации по данной теме |
|
30-31 |
Пейзаж-
большой мир. Организация изображаемого пространства |
а)
Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве. б)
Познакомить с традициями изображения пейзажа в Древнем Китае. Европе в)
Учить выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта, находить
правильное композиционное решение при заполнении пространства;
совершенствовать технику работы с красками г)
Развивать творческое воображение. |
Работа
над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь
реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и
коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и
наполнения их деталями |
2 |
20.04-25.04.
27.04-02.05. Сбор
иллюстраций с изображением пейзажей. |
|
32 |
Пейзаж- настроение. Природа и художник. |
а)
Расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве ,который
предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в
творческой деятельности. б)
Познакомить с многообразием форм и
красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от
освещения; в)
Учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в
полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., передавать красками
яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже,
настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками. г)
Развивать творческое воображение, технику работы кистью д)
Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные
связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная
культура, история) |
Пейзаж-
настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого
личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые
состояния. |
1 |
04.05.-09.05. Выполнить
наброски пейзажа улиц города с натуры |
|
33-34 |
Городской
пейзаж |
а)
Познакомить учащихся с изображением образа города в живописи, особенностями
городского пейзажа в истории искусства в разные эпохи и в российском
искусстве 20 века. б)
Учить выполнять городской пейзаж с соблюдением правил линейной перспективы в)
Развивать творческое воображение, технику работы карандашом. г)
Воспитывать эстетический вкус, интнрнс к искусству, любовь и привязанность к
родным местам- краю, городу; укреплять межпредметные связи (литература, ,
изобразительное искусство, мировая художественная культура, история,
черчение.) |
Работа
над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». Коллективная
работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после
предварительного эскиза. Внимание на ритмическую композицию листа |
2 |
11.05-16.05. 18.05-23.05. Подготовить
доклады о работах художников- пейзажистов |
|
35 |
Выразительные
возможности изобразительного искусства. Язык и смысл |
а)
Обобщить изученный за прошедший учебный год материал; подвести итог общей
дискуссионной проблемы, обсуждаемой в течении года, о значении
изобразительного искусства в жизни людей б)Повторить
виды изобразительного искусства, средства выразительности, основы языка в)
Воспитывать на лучших образцах произведений живописи интерес и уважительное
отношение к отечественному искусству; ; укреплять межпредметные связи
(литература, , изобразительное искусство, мировая художественная культура,
история.) |
Выставка
лучших работ учащихся за учебный год. |
1 |
25.05-30.05. Оформление
своих творческих работ |
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий